Воспитание, начальная дрессировка щенка и их задачи. Часть3

Мальтезики друзья

Продолжим знакомство с проявлениями условных рефлексов. Если во время подачи команды или жеста (условного раздражителя) на собаку подействует другой, более сильный раздражитель, то условный рефлекс может не проявиться: новый, более сильный очаг возбуждения распространится на центр условного рефлекса и затормозит его. Это следует учитывать при воспитании и начальной дрессировке щенков. Первые прогулки и занятия следует проводить в спокойных местах, удаленных от людей, животных и транспортных средств. Сильные раздражители будут вызывать у щенков сильные очаги возбуждения в коре больших полушарий головного мозга и препятствовать образованию условных рефлексов. Если же условия окружающей среды усложнять постепенно, то сильные посторонние раздражители не станут непреодолимыми препятствиями для выработки у щенков необходимых рефлексов и навыков: щенки к ним постепенно привыкнут.

Сущность воспитания щенка и его начальной дрессировки заключается не в том, чтобы научить его садиться ложиться, стоять и т.п.; они способны это делать по своим природным задаткам, — а в том, чтобы они выполняли подобные действия правильно и по командам (сигналам) хозяина.

От взрослых собак после дрессировки требуется выполнение довольно сложных и продолжительных действий, к тому же четкое (правильное) и безотказное в любых условиях окружающей среды. А от щенков достаточно того, если они после воспитания и начальной дрессировки станут более дисциплинированными, послушными, выполнять, пусть даже и не совсем четко и безотказно, команды хозяина и как можно меньше допускать нежелательных поступков.

Как уже говорилось, первые уроки дает щенкам мать. Поэтому необходимо создавать суке-матери необходимые условия для их воспитания. Как только щенки встанут на ноги и окрепнут, нужно по возможности выводить суку со щенками на прогулки для ознакомления их со средой обитания . Суку, удаляющуюся со щенками, нужно периодически подзывать к себе командой «Ко мне». Команду следует повторять, чтобы щенки ее запоминали. Вместе с подходящей к хозяину сукой будут подбегать щенки. В этом простом уроке основную роль будет играть подражание матери. Через несколько дней после повторения занятий, щенки по команде «Ко мне» будут с матерью подбегать к хозяину. Команда «Ко мне», играющая важную роль в общении хозяина с собакой, станет для щенков первой усвоенной ими командой.

(от меня… То же самое можно проводить и с щенками  наших собак которым приходится воспитываться в условиях квартиры. )

Во время прогулки щенки получат от матери наглядные уроки правильного поведения во дворе при встрече с незнакомыми предметами и людьми. Важно только, чтобы прогулки не были очень продолжительными, не переутомляли щенков и окружающая обстановка была спокойной. Внезапная встреча щенков с резкими раздражителями (злобным собаками, проезжающими автомашинами и др.) могут сильно испугать щенков.

Главная задача владельца щенка — продолжить материнское воспитание Поэтому глубоко неправы те собаководы, которые недооценивают или, больше того, игнорируют значение воспитания, полагая, что упущенное в щенячьем возрасте можно компенсировать, наверстать, когда он вырастет и поступит в дрессировку.

Многолетней практикой доказано, что если не заниматься правильным воспитанием щенка, то у него неизбежно будут вырабатываться вредные навыки, привычки, многие из которых станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то и вовсе не исправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из них взрослые собаки при малейшем возбуждении начинают лаять и делают это продолжительное время, несмотря на запрещающие команды и другие действия хозяев. Так же себя ведут многие собаки в случае, если владелец привязывают их и уходят в магазин, мастерскую и т.п. Довольно распространенной привычкой собак является навязчивое стремление играть с поводком и грызть его и прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами, часто грязными. Если на это не обращать внимания в щенячьем возрасте, то такие привычки закрепляются и приобретают характер порока поведения, от которого страдает не только хозяин, но и окружающие люди.

Следует также учитывать, что в щенячьем возрасте, особенно по достижении 3-4-месячного возраста, организм щенков, в том числе и их центральная нервная система, очень восприимчива к воспитывающим воздействиям со стороны хозяина и упускать это благоприятное время неразумно. Так, например, подавляющее большинство щенков с первых же дней занятий с ними с большой охотой бегают за бросаемыми палочками, мячами и другими игрушками, хватают их в пасть и тянут к себе. Все эти простейшие начальные навыки понадобятся в период общего курса дрессировки. В то же время многие собаки, не прошедшие в щенячьем возрасте такую предварительную подготовку, в последствии не проявляют заинтересованности к апортировочным предметам. То, чего легко можно было бы добиться от щенков, позже потребует от дрессировщика больших усилий, а то и вовсе станет недостижимым.

Особенно трудно отучить взрослую собаку не поднимать с земли, не грызть и не заглатывать кости и другие пищевые отбросы. В основе таких поступков лежит заложенный в собаках за предшествующую длительную историю их предков инстинкт поиска корма, заготовки его впрок. Поэтому даже если собака и сыта, она с удовольствием схватит и погрызет выброшенную кем-то кость и попытается зарыть ее в землю. Сделает она так, если ее от этого естественного для нее поступка своевременно не отучили. Такая собака не может «понять», почему раньше попытки хватать и грызть пищевые отбросы сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает воспользоваться найденной добычей. Естественно, она будет сопротивляться, а то и пустит в ход зубы. В щенячьем же возрасте выработка навыка не поднимать и не грызть пищевые отбросы достигается значительно легче и быстрее.

Общим для воспитания и дрессировки является то, что они основаны на психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на выработку у животных полезных для человека навыков, привычек и недопущение ненужных, вредных действий. Существенное же различие между ними заключается в следующем.

При воспитании щенка ставится задача выработать у него общие начальные полезные для человека навыки, делающие его послушным в повседневном обращении . Таким образом, воспитание направлено на выработку начального общего послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не доведенных до полного совершенства.

Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию и поведению резко отличается от взрослой собаки. Он еще недостаточно сформировался и окреп, его жизненный опыт невелик. Во время прогулок и занятий щенок быстро устает, резко реагирует на сильные внешние раздражители (посторонних людей, животных, транспортные средства). К тому же щенки существенно отличаются друг от друга в зависимости от возраста. Поэтому воспитание и начальную дрессировку каждого щенка следует осуществлять строго индивидуально, с учетом возрастных особенностей. Так, например, до 3-месячного возраста щенков выводят на поводке со шлейкой, а с 3-4- месячного возраста их можно выводить и на поводке с ошейником, так как дергание поводком с ошейников щенками переносится очень болезненно.

Все воздействия на щенков, особенно до 3-4-месячного возраста, должны быть щадящими. Механические воздействия на щенков (нажимы ладонью на участки тела, воздействие поводком и др.) можно применять, но редко, когда без них обойтись нельзя, и, кроме того, осторожно. Так, например, если щенок совершает нежелательное действие (побежит за птицей и др.), нужно отвлечь его от этого, переключая его внимание на другое занятие, например игру. Чаще применять для выработки нужных навыков не механические воздействия, а лакомство, игры, подражание действиям других, обученных собак. Если щенок попытается вцепиться зубами в гардину или штору или уже сделал это, нужно его немедленно отвлечь игрой и лишь в случае неоднократных безуспешных попыток прибегнуть к легкому удару по спине прутиком с одновременной запрещающей командой «Фу».

Значительные по силе болезненные удары и даже излишне громкие запрещающие команды могут испугать вашего маленького питомца, а при неоднократном повторении нарушить контакт между вами и им и превратить его в трусливое животное.

С 3-4-месячного возраста в качестве безусловных раздражителей при выработке тех или иных рефлексов, навыков чаще прибегают к умеренным механическим воздействиям на щенка (нажимы ладонью на участки тела, легкие натяжение и рывки поводка с ошейником и др.). По выполнении команд периодически, вначале чаще, а затем реже, но во всех случаях немедленно произнеся поощряющее восклицание «Хорошо», дают лакомство.

Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте требования к щенку, но ни в коем случае не пытайтесь достигнуть безотказных и четких действий, как со взрослой собакой.

Не злоупотребляйте занятиями со щенком: это приведет к переутомлению щенка, потере возможности вырабатывать и совершенствовать нужные навыки, а при чрезмерной перегрузке щенок может заболеть (срыв высшей нервной деятельности). При выраженной общей усталости прекратите занятия до следующего дня.

Для предупреждения переутомления и повышения эффективности упражнений прибегайте к регулярным, 5-7-минутным перерывам, во время которых предоставьте щенку возможность побегать, порезвиться. Перерывы нужно делать, если щенок начинает зевать, теряя интерес к занятиям. Старайтесь всячески поддерживать заинтересованность щенка в упражнениях с помощью игр.

Воспитание и начальная дрессировка щенков, выработка у них необходимых навыков достигаются четырьмя основными методами: механическим, вкусопоощрительным, контрастным и подражательным.

 Воспитание, начальная дрессировка щенка и их задачи.Часть2

Воспитание, начальная дрессировка щенка и их задачи. Часть 4


Vart Royal Escort