Воспитание, начальная дрессировка щенка и их задачи.Часть2

как дети)))

Прекрасно развиты у собак органы осязания. Собака хорошо воспринимает воздействие тепла и холода, четко реагирует на малейшее к ней прикосновение и др. Дрессировщик, воздействуя на собаку поводком (натяжение, рывки), надавливая ладонью на определенные участки тела, поглаживая ее и др., добивается от собаки выполнения команд.

Такие рефлексы, как одергивание лапы при нажиме или уколе или сужении зрачка от воздействия света и т.п., врожденные, передающиеся по наследству и не требующие предварительного обучения. Это примеры безусловных простых рефлексов. Но бывают сложные безусловные рефлексы, состоящие из многих простых, так называемые инстинкты. Особенность их заключается в том, что после того, как под воздействием раздражителя проявится какой-либо простой безусловный рефлекс, вслед за ним автоматически начинает проявляться ряд других, в результате чего животное выполняет последовательные множественные действия, хотя этому его никто не учил. Так, например, после рождения щенков сука проявляет целый комплекс поведенческих действий по уходу и сбережению своего потомства, так называемый родительский инстинкт.

Безусловные врожденные рефлексы, в том числе и сложные (инстинкты), обеспечивают рациональные, отвечающие интересам щенка поведение лишь только в первые 3 недели его жизни, а затем их становится недостаточно. Для того чтобы нормально жить в постоянно усложняющихся условиях внешней среды, щенок должен приобрести множество других, нередко очень сложных для него навыков, что достигается систематическим его воспитанием.

В основе вырабатываемых в процессе воспитания и обучения навыков лежат так называемые условные рефлексы, то есть рефлексы, возникающие и совершенствующиеся в определенных условиях. Именно с их помощью человек способен успешно воспитывать щенка, а после того как он превратится во взрослую собаку

Условные рефлексы по своему проявлению временные, они возникают в результате соответствующих упражнений (дрессировки), поддерживаются систематической тренировкой и исчезают после прекращения тренировки, когда необходимость в них отпадает. Поэтому для поддержания условных рефлексов необходима систематическая соответствующая тренировка.

Условные рефлексы образуются на основе безусловных (врожденных) рефлексов или на базе ранее выработанных условных рефлексов. Чтобы это было более понятно, приведем пример выработки у собаки условного рефлекса на команду «Стоять».

Подойдем к лежащей собаке, подадим команду «Стоять», являющуюся условным раздражителем, и вслед за ней, подводя руку под живот и нажимая на него снизу вверх, поднимем собаку; применим механическое воздействие — безусловный раздражитель. Команда «Стоять» будет воспринята рецепторами уха, и возникающий импульс возбуждения передастся по нервам (нейронам) в слуховой центр, расположенный в коре больших полушарий головного мозга, где возникнет первый очаг возбуждения.

Команда «Стоять» для собаки безразлична, ее значение для нее недоступно, и если команду не подкреплять безусловным раздражителем (нажимом рукой в области живота снизу вверх), то она затормозится и угаснет. Ответных действий со стороны собаки не последует, и животное будет лежать. Но, надавливая рукой вслед за командой «Стоять» (безусловный раздражитель), мы воздействуем на рецепторы, расположенные в области живота, вследствие чего возникший импульс возбуждения по нервам (нейронам) достигнет двигательного центра коры больших полушарий головного мозга, где возникнет второй очаг возбуждения. После этого собака встанет.

(От меня:так же мы учим собак стоять в стойке. Каждый раз ставя собаку в одну  и ту же позицию, мы закрепляем рефлекс подкрепляя командой «Стоять » или » Стойка» Все очень похоже и так с любой командой. Обозначаем действия и подкрепляем командой. Главное помнить, что команда каждый раз д.б. одна и та же.)

При неоднократном повторении таких упражнений между первым — слуховым и вторым — двигательными очагами возбуждения в коре больших полушарий головного мозга образуется и укрепится связь. После этого каждый раз по команде «Стоять» возбуждение, возникшее в слуховом центре, будет переходить в двигательный центр, а затем к соответствующим мышцам, и собака будет подниматься без нажатия на живот.

Это упрощенное, схематичное изложение процесса образования и проявления условного рефлекса. В действительности каждый рефлекс связан с другими и его проявление значительно сложнее, чем мы об этом написали. В обычных жизненных, а не лабораторных условиях на собаку воздействуют в тот или иной момент не единичный раздражитель, например команда «Стоять», подкрепляемый нажимом на живот снизу вверх, а комплекс раздражителей, в том числе и сам дрессировщик (хозяин) — его поза, жесты, мимика лица, громкость и тембр его голоса и др., а также вся окружающая собаку обстановка. Рефлекс в обычных условиях всегда вырабатывается на комплекс раздражителей, среди которых обязательно должен быть условный раздражитель (команда, жест и др.) и безусловный (механическое воздействие в виде нажима рукой, рывка поводком и др.). Но сущность этого процесса состоит в том, что в результате упражнений в коре больших полушарий головного мозга между двумя очагами возбуждения возникает временная связь, сохраняющаяся до тех пор, пока не прекратится соответствующая периодическая тренировка.

Когда условный рефлекс выработан и закреплен, он приобретает значение навыка, который позволяет животному выполнять те или иные действия, а человеку управлять ими без применения безусловных подкреплений (раздражителей). По мере усложнения упражнений и их разнообразия у собаки вырабатываются различные, состоящие из комплекса рефлексов сложные навыки, благодаря которым она по команде дрессировщика способна выполнять сложную работу

Собаки способны элементарно мыслить, но эта их способность неизмеримо ниже мысленной способности человека, и глубоко ошибаются те, кто считает, что собака все понимает, и на этой основе строит свои взаимоотношения с ней. Так, собака не понимает смыслового значения слов, а запоминает лишь их звукосочетание. Поэтому нельзя команду «Сидеть» заменять командой «Садись», команду «Лежать» командой «Ложись»: их смысловое совпадение недоступно для собаки. Поэтому же после курса дрессировки собака будет садится по команде «Сидеть», на которую у нее выработан условный рефлекс, но, как правило, останется безучастной к команде «Садись».

В то же время собаки отлично разбираются в громкости, интонации команд и соответствующим образом на это реагируют.

Нельзя очеловечивать собаку, принимать ее постоянное внимание к вам за понимание ваших слов. В то же время знайте, что по тону вашего обращения собака способна всегда понять — одобряете или осуждаете вы ее.

Однако строить взаимоотношения с собакой, в том числе и со щенком, следует продуманно, уравновешенно и разумно. Одинаково вредны как холодное и, тем более, грубое обращение с собакой, так и излишне ласковое. В первом случае вы настроите вашего воспитанника против себя, не добьетесь заинтересованности в работе по воспитанию и начальной дрессировке, а во втором — воспитаете недисциплинированное, непослушное животное, не способное к последующей успешной дрессировке.

Чтобы развить у щенка заинтересованность, активность, смелость, периодически уступайте ему во время игры, имитируйте его победу. Например, позволяйте ему время от времени вытягивать из ваших рук веревку или палочку. В то же время не злоупотребляйте этим. Не позволяйте щенку уверовать, что вы в самом деле боитесь его, что вы слабее его, и тем более не позволяйте ему в пылу борьбы наносить вам покусы, пусть даже в первое время и малоболезненные. Уступая щенку во время игры, поощряя его на активные наступательные действия, в то же время стройте свои взаимоотношения так, чтобы он четко представлял, что вы его хозяин и он должен вас защищать и вам подчиняться. Щенок должен относиться к вам как к «вожаку».

Если щенок во время игры переступит границу дозволенности, например, попытается вас укусить, постарайтесь его отвлечь от таких нежелательных поступков, переключив на другое занятие. Если это не удается, примите запретительные меры, вплоть до легкого шлепка ладонью по спинке или легкого удара прутиком. В противном случае некоторые щенки и выросшие из них собаки, особенно агрессивных пород (кавказские овчарки и др.), постараются и в самом деле взять над вами верх и начнут пускать в ход против вас и членов семьи зубы. Нам известны не единичные случаи, когда владельцы щенков и взрослых собак, своевременно не принявшие достаточно активных воспитательных мер, вынуждены были расстаться с собаками, ставшими неуправляемыми («диктаторами»), опасными в семье и на улице.

 Воспитание, начальная дрессировка щенка и их задачи.Часть 1

Воспитание, начальная дрессировка щенка и их задачи.Часть 3


Vart Royal Escort