Воспитание и начальная дрессировка щенка в возрасте 3-6 месяцев. Часть 1

САСИБ 8.12.2

В этот период продолжается приучение к чистоплотности, кличке, выполнению команд «Место», «Ко мне», «Гуляй», «Фу», играм с хозяином и сверстниками и к раздражителям внешней среды (прогулки). Щенка приучают к ошейнику и поводку, наморднику.
Приступают к отработке команд «Рядом», «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Покажи зубы», «Апорт». Ваш питомец учится движению по лестнице, преодолению невысоких препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в транспортных средствах и выдержке.

В отличие от 1-3-месячных животных, выработка необходимых навыков у щенков 3-6 месяцев достигается в процессе той или иной деятельности не только при помощи корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводок м и др.). Корм (лакомство), как правило, используется для поощрения за выполнение команды.

К соблюдению чистоплотности щенками данного возраста предъявляются повышенные требования. Обычно к 3-месячному возрасту щенок привыкает своевременно проситься на выгул, но случаи «не выдержки» проявляются еще довольно часто. Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не может своевременно среагировать на сигналы, получаемые из организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать щенка. Учтите, что собаки, в том числе и щенки, не могут освободиться от мочи в один прием и делают это при каждом выгуле несколько раз.

Лучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он сам попросится. Если же щенок начнет беспокоится, тут же не мешкая выводите его.

Обращайте особое внимание на качество корма. Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать нарушения пищеварения и в этом случае избежать нечистоплотности со стороны щенка вам не удастся.

К своей кличке щенок хорошо привыкает к 3-месячному возрасту, и в дальнейшем этот навык требует лишь закрепления и совершенствования. С этой целью периодически поощряйте щенка, когда он реагирует на свою кличку и обращает на вас внимание. Но поощрение лакомством производите все реже и заменяйте восклицанием «Хорошо» и поглаживанием. Когда же навык своевременного реагирования щенка на кличку достаточно выработан, необходимость и в таких поощрениях постепенно отпадает: они вполне заменяются удовольствием, испытываемым щенком от выполнения последующих упражнений (занятий). Например, после того как щенок среагирует на кличку и обратит внимание на хозяина, тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что является для щенка большим поощрением.

Условия закрепления и совершенствования навыка на произносимую кличку постепенно усложняйте. Обращайтесь к щенку, когда он чем-либо отвлечен, например игрушкой, принюхиванием к какому-то предмету, видом и шумом проезжающей автомашины, если щенок скрылся за кустами или другим укрытием. Затем упражнения проводят в комплексе. Например, произнеся кличку, подайте команду «Ко мне», а затем «Гуляй» и др.

Приучение щенка к месту продолжается в течение всего указанного возрастного периода. Однако после команды «Место» щенок на свое место не относится на руках, а отводится. Делается это так. Когда вам необходимо отправить щенка на место, подзовите его к себе, произнесите команду «Место» и затем увлеките его рядом с собой к месту. Повторите команду «Место» и положите щенка на коврик (половичок), после чего поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Затем отойдите и после того, как щенок полежит, подзовите его к себе и немного поиграйте. Если щенок после команды «Место» на свое место рядом с вами не идет, повторите команду более строгим тоном и увлеките за собой щенка. В случаях, когда и это не помогает, используйте поводок со шлейкой или ошейником. Отведите щенка по команде «Место» к его месту на поводке, снимите шлейку (ошейник) с поводком, положите щенка на коврик (половичок), повторив при этом команду «Место», и поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. В дальнейшем сопровождайте щенка на его место без поводка.

Постепенно после подачи команды «Место» сокращайте число сопровождений щенка, а затем отправляйте его на место без своего сопровождения. В течение дня упражнение повторите 4-5 раз.

Закреплять и совершенствовать навык выполнения команды «Ко мне» в 3-6-месячный возрастной период, в отличие от предыдущего, допускается с помощью умеренного применения принуждения (механическое воздействие). Например, если щенок по команде «Ко мне» не подходит или не подбегает к хозяину, то его, подав команду «Ко мне», осторожно подтягивают длинным поводком, а после подхода поощряют восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Постепенно вводятся усложнения. Щенок подзывается командой «Ко мне» все чаще, когда он чем-либо отвлекся или удалился в укрытие (за куст, строение и др.). Увеличивается расстояние удаления щенка от хозяина. При этом каждый раз предварительно произносится кличка щенка, чтобы привлечь его внимание, а когда он среагирует на кличку — команда «Ко мне». Применяются комплексные упражнения, например произносится кличка собаки, затем команда «Ко мне», а после того, как щенок подойдет, его поощряют и командой «Место» отправляют на место.

В рассматриваемом возрастном периоде закрепляется и совершенствует навык выполнения команды «Гуляй».

Потребность щенка в свободе заложена с рождения. Поэтому выполнение команды «Гуляй» по существу является для щенка подозрением и не требует со стороны хозяина особых усилий. Однако следует добиваться своевременного и более четкого ее выполнения, чем прежде. После небольших перерывов упражнение повторяется 3-4 раза.

Постепенно увеличиваются маршрут движения собаки в свободном состоянии, его продолжительность. Вводятся комплексные упражнения, например, после произнесения клички щенка и его соответствующего реагирования он командой «Ко мне» подзывается к хозяину и поощряется, а затем по команде «Гуляй» направляется в свободное состояние. При этом хозяин не сопровождает щенка, а остается на своем месте.

Приучение щенка к прекращению нежелательных действий по команду «Фу» производится на протяжении всего возрастного периода. При этом требовании к щенку возрастают по мере увеличения его возраста.

Для выработки навыка каждый раз, как только щенок попытается или начнет производить то или иное нежелательное действие, например таскать и грызть обувь, тянуть зубами штору, гоняться за кошкой, поднимать с земли пищевые отбросы и др., произносится в угрожающей интонации запрещающая команда «Фу» (условный раздражитель), которая немедленно подкрепляется механическим воздействием (безусловным раздражителем) — рывком поводка, ударом прутиком по спине.

Нередко щенок не подбирает пищевые отбросы, идя рядом с вами на коротком поводке, но делает это, когда от вас удалится. В таком случае во время прогулки со щенком на длинном поводке внимательно наблюдайте за ним и, как только он попытается схватить пищевой отброс, немедленно произнесите запрещающую команду «Фу» и произведите рывок поводком.

Как команда «Фу», так и механическое воздействие должны быть умеренными, не пугающими щенка. Упражнение в течение дня повторяется не более 3-4 раз.

Не один раз за день щенок предоставит вам возможность принять меры по пресечению нежелательных действий. Но в большинстве случаев вы их не заметите или не будете готовы к своевременному на него воздействию. Поэтому, особенно на первых порах, рекомендуем своевременно подготовится к отработке упражнения, искусственно создав необходимую обстановку. Например, вы заметили, что щенок начал хватать зубами гардину или запрыгивать и ложиться на диван, кресло и др. В таком случае перед выводом щенка на выгул приоткройте окно так, чтобы ветром шевелилась гардина, и запаситесь прутиком незаметно для щенка. Вернувшись домой, внимательно понаблюдайте за щенком и, как только он схватит гардину или запрыгнет на диван (кресло), подайте команду «Фу» и нанесите прутиком по спине несильный удар.

Когда у щенка на команду «Фу» будет выработан первоначальный навык и он станет ее выполнять, можно ограничиться одной командой, а безусловный подкрепляющий раздражитель (удар прутиком и др.) применять лишь периодически, с тем, чтобы выработанный навык закреплялся и не угасал.

Игры щенка с хозяином и сверстниками нужно практиковать по возможности ежедневно, постепенно увеличивая их время и интенсивность, активно используя различные игрушки. Не забывайте о выборе игровых площадок без режущих и колющих предметов.

Прогулки со щенками 3-6-месячного возраста проводятся по возможности ежедневно, но не менее 4-5 раз в неделю, с постепенным увеличением времени и протяженности. Совершают их на поводке с ошейником. В спокойных местах поводок отстегивается и щенку предоставляется возможность погулять и побегать свободно.

Прогулки служат для ознакомления щенков с окружающей обстановкой, с различными предметами, животными, людьми и транспортными средствами. Однако проходить со щенком в непосредственной близости от транспортных средств, издающих сильный шум (крупнотоннажные автомашины, поезда и др.), не рекомендуется. Если же щенок испугался, его нужно успокоить поглаживанием, а при сильном беспокойстве отвлечь лакомством и через некоторое время снова приблизиться к объекту, испугавшему его, чтобы дать возможность убедиться в отсутствии угрозы.

Приучение щенка к ошейнику и поводку производится с 3-месячного возраста по методике приучения к шлейке с поводком. К этому времени шея у щенка уже достаточно сформировалась и окрепла и воздействие ошейника при правильном использовании поводком не вызывает боли, позволяя в то же время управлять щенком. Но не нужно забывать, что ошейник, в отличие от шлейки, прилегает к более нежным и чувствительным участкам тела. При сильном натяжении или рывке поводком ошейник затрудняет дыхание. Потому резкие натяжения и рывки поводком недопустимы. Выводя щенка на выгул и кратковременные прогулки в местах, где находятся резкие раздражители (движущийся транспорт и др.), целесообразно использовать не ошейник, а шлейку. Это тем более оправдано, если не ставится задача тонкого управления поводком, а лишь удержания щенка возле хозяина. И наоборот, когда щенок выводится на прогулку с задачей выработки тех или иных навыков, следует использовать не шлейку, а ошейник.

Приучение щенка к движению с хозяином по команде «Рядом» начинается после приучения к ошейнику и поводку.

В спокойном месте поставьте щенка на коротком поводке у своей левой ноги. При этом левой рукой держите поводок в 30-35 см от ошейника так, чтобы он мог легко передвигаться в согнутой кисти, а правой рукой держите остальную часть поводка в его середине, предварительно надев петлю поводка выше кисти. Подайте команду «Рядом», вслед за этим натяните поводок вперед и, начав движение, увлеките щенка к движению рядом с собой. Каждый раз при попытке щенка отойти от вас вперед, влево или отстать подавайте команду «Рядом» и удерживайте щенка от этого натяжением поводка, но не рывком. Затем ослабляйте натяжение поводка, предоставляя щенку свободно двигаться рядом с вами у вашей левой ноги.

Если щенок во время движения проявит беспокойство, то на ходу успокойте его поглаживанием левой рукой. В первые дни щенок может проявлять во время движения сильное беспокойство, метаться из стороны в сторону. В таких случаях останавливайтесь, успокаивая щенка поглаживанием и по команде «Рядом» возобновляйте движение. Не позволяйте щенку удаляться от вас во время движения далее чем на 1,5м. В течение дня упражнение повторите 3-4 раза.

Постепенно увеличивайте протяженность маршрута движения щенка рядом с вами на поводке. Не допускайте рывков поводком; так можно поступать лишь со щенками, достигшими 6-месячного возраста. Не требуйте от щенка безупречного выполнения данного навыка. Важно добиться, чтобы щенок по команде «Рядом» спокойно двигался слева рядом с вами на небольшом расстоянии.

Приучать щенка садиться по команде «Сидеть» начинают с 3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки на команды «Ко мне» и «Рядом».

Подзовите щенка к себе так, чтобы он встал возле вашей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку, подайте команду «Сидеть» и вслед за этим, поднимите лакомство над его головой вверх и немного назад. Чтобы удобнее было наблюдать за лакомством и приблизиться к нему, щенок поднимет голову и сядет. Если щенок попытается подпрыгнуть, чтобы завладеть лакомством, удержите его левой рукой за ошейник. При этом стремитесь лишь предотвратить подпрыгивание щенка, но не ограничивайте свободное поднимание им головы за лакомством и посадку. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Через 4-5 дней после того, как будут выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть», переходите к отработке этой команды во дворе и в других местах, где нет сильных отвлекающих раздражителей (посторонних людей, животных, транспортных средств).

Приучение щенка ложиться по команде «Лежать» производится сразу после того, как выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть».

Посадите щенка возле своей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку щенка, подайте команду «Лежать» и вслед за этим, поднеся к морде щенка в правой руке лакомство и нагнувшись, плавно опустите лакомство вниз и немного вперед. Устремясь за лакомством, щенок нагнется и ляжет. Как только он это сделает, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством, одновременно нажимая левой рукой на холку, чем предотвратите поднимание щенка. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Через 4-5 дней первоначальные навыки на команду «Лежать» будут выработаны и можно продолжать занятия во дворе и в других местах без резких отвлекающих раздражителей.

Приучение щенка к стойке по команде «Стоять» производится в тот же период, что и отработка команд «Сидеть» и «Лежать», если на них уже выработаны первоначальные навыки.

Посадите щенка возле своей левой ноги и сделайте к нему пол-оборота. Назовите кличку щенка, подайте команду «Стоять» и вслед за этим легким нажимом левой рукой под живот снизу вверх принудите щенка встать. Как только он встанет, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Если щенок вставая попытается сдвинуться со своего места, удерживайте его от этого правой рукой за ошейник.

Через 4-5 дней после того, как на команду «Стоять» будут выработаны первоначальные навыки, приступите к отработке ее во дворе и в других местах без сильных отвлекающих раздражителей.

После того как щенок будет выполнять команды «Сидеть», «Лежать» и «Стоять» без использования лакомства и воздействия рукой, можно приступить к комплексным упражнениям.

Подзовите щенка в себе и, как только от станет возле вашей левой ноги, посадите его командой «Сидеть». Затем положите его командой «Лежать» и поставьте командой «Стоять». Если такая последовательность подачи команд при комплексных упражнениях будет соблюдаться постоянно, то у щенка выработается нежелательная привычка и он после команды «Сидеть» в дальнейшем будет ложиться и затем вставать без вашей команды. Для предотвращения такой привычки периодически меняйте очередность подачи команд. Например, подошедшего щенка вначале по команде «Лежать» положите, затем по команде «Сидеть» посадите и т.д., меняя каждый раз очередность команд.

По мере закрепления навыков лакомство и механическое воздействие применяйте лишь изредка, для того чтобы эти навыки не угасли, а поддерживались и закреплялись. Если щенок не выполняет какую-либо команду, нужно ее повторить более строгим тоном. Если и она не будет выполнена, то после очередной команды (условного раздражителя) подкрепляйте ее лакомство и механическими воздействиями (безусловными раздражителями), руководствуясь соответствующей методика первоначальной дрессировки.

Очень часто невыполнение команды бывает связано не с угасание или ослаблением того или иного навыка, а с тем, что животное в момент подачи команды чем-либо отвлечено. Поэтому рекомендуем сначала произнесением клички привлечь внимание щенка, а затем повторением команды более строгим тоном побудить его к выполнению команды.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Vart Royal Escort